Порой нам кажется, что, вроде бы, язык мы знаем на достаточно высоком уровне. Верная грамматика, богатый вокабуляр, но… Звучать “как носитель” все равно не получается. Скорее всего, дело в произношении. И дело не только в правильном произношении отдельных звуков, но также в общем звучании речи, т.е. просодия. Что это такое? Давайте разберемся и посмотрим примеры!
Введение в просодию и её компоненты
Обычно под просодией принято понимать комплекс фонетических сверхсегментных(характеризующих не отдельные звуки, а именно звуковую последовательность) средств (высотных, силовых, временных), которые реализуются в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную, организационную и сегментационную роль в потоке речи.
Говоря простыми словами, просодия – это то, как мы звучим. Помимо правильной артикуляции отдельных звуков, которым обычно уделяется большое внимание при постановке произношения, обязательно нужно изучать просодию, т.е. то, что отличает нашу русскую речь от английской.
Что касается компонентов просодии, ученые обычно делают акцент на разных аспектах, но давайте затронем самые ключевые из них, а именно:
- Интонация – это изменения в высоте, силе и длительности звуков речи, которые передают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к высказываемому содержанию и помогают выделить ключевые моменты в речи. Интонация влияет на восприятие смысла высказывания и даже может изменять его интерпретацию.
- Ударение/акцент – это особое выделение одного из слогов в слове путем увеличения громкости, длительности или изменения тона. Ударение может менять значение слова или фразы, а также помогает разграничивать слова в речи и делать ее более понятной для слушателя.
Мы привыкли к другому определению акцента, обычно под ним мы подразумеваем определенную манеру произношения, особенно в контексте иностранных языков. Тем не менее в данном контексте “акцент” может рассматриваться как синоним к слову “ударение”.
- Ритм – это последовательность ударных и безударных элементов в речи, пауз, создающая определенную мелодичность и темп высказывания. Ритм влияет на плавность и четкость речи, помогает поддерживать внимание слушателя и делает высказывание более выразительным. К тому же ритм способствует легкости запоминания информации и улучшает ее восприятие.
Значение ритма, интонации и акцента в просодии
Вы замечали, как англичане звучат так… “по-английски”? Именно такое ощущение нам и дает английский ритм, главная особенность которого – ударения, которые могут быть словесными, а также фразовыми, то есть реализоваться не на уровне слогов, а слов и целых фраз. Послушайте небольшую речь актрисы Тильды Суинтон:
https://www.youtube.com/shorts/YX2nDB0BruM
Заметьте, как она выделяет некоторые слова и как теряются служебные части речи. На самом деле английский ритм очень легко прохлопать, ведь он действительно мелодичен. Это сравнимо с сильной и слабой долей в музыке, за счет чего и получается мелодия. Сильная доля – ударение, слабая доля – безударное слово или фраза. Иногда из-за этого нам сложно понять носителей языка, например, когда мы смотрим фильм на языке оригинала, ведь некоторые слова просто “проглатываются”. Действительно, если проанализировать речь Тильды Суинтон, то заметно, как громко и долго звучат некоторые слова, а какие-то тихо, быстро, скользяще. В русском языке мы, скорее, привыкли распределять ударение на все слоги, из-за этого звучим несколько монотонно. Если не работать над ритмом, то акцент будет очень заметен, что само по себе не то чтобы плохо, но все-таки может затруднять коммуникацию и отдалять вас от цели “звучать как британец”.
Поговорим ещё об одном аспекте, про который часто забывают русскоговорящие студенты, а именно, об интонации. Многие ошибочно полагают, что для общения на иностранном языке важны лишь лексика и приличный уровень грамматики. Однако без правильной интонации вас могут попросту неправильно понять, ведь без верной интонации смысл высказывания может измениться. Вы наверняка слышали мнение, что иностранцы считают нас грубы и не улыбчивыми, хотя, конечно, это не так. Данный стереотип сформировался как раз таки из-за разницы интонаций русского и английского языков. Мы привыкли говорить монотонно, нам даже не нужно особо задействовать артикуляционный аппарат, однако для англоговорящего это звучит если не агрессивно, то точно неприветливо. Английская интонация очень подвижная, эмоционально-окрашенная, из-за чего нам порой кажется наигранной.
Можете посмотреть известное видео, как американский актёр Леонардо Ди Каприо изображает русский акцент, рассказывая о своем полете в Россию:
Заметьте, как отличается интонация ведущей, самого актёра и изображаемого им русского молодого человека.
Также послушайте, насколько витиевато-разнообразна интонация Эммы Стоун в видео для бранда Prada:
А теперь посмотрите на речь Павла Дурова, который уже много лет живет за границей и обладает не только высоким уровнем языка, но и русским акцентом с характерной русской интонацией:
Ударение (или же акцент) играют такую же важную роль в постановке произношения, как и верные интонация и ритм. Обычно принято выделять два типа ударения: словесное и фразовое. Фразовое ударение обозначается повышением тона и громкости на определенное слово или словосочетание в предложении для того, чтобы выделить его смысловую значимость или эмоциональную окраску. Несмотря на то что фразовое ударение так же реализуется на том же слоге, что и словесное, однако акцентная структура слова может изменяться из-за темпа, ритма и мелодики фразы. Так же как и слоги в слове, слова во фразе различаются по степени выделенности. Просодисты обычно выделяют четыре степени фразового ударения на основе того, за счет чего создается акцент на том или ином слове, или фразе:
- Главное ударение. Самое сильное ударение, реализуется за счет изменения движения тона в ядре интонационной группы.
- Второстепенное ударение. Связано с изменением высотного уровня произнесения слова по отношению к другим ударным словам.
- Третичное ударение. Акцент достигается увеличением длительности и громкости.
- Четвертая степень. Безударность, отсутствие акцента фразового ударения.
Прочитайте примеры, не смотря на пояснение, и подумайте, где бы вы расставили фразовые ударения:
- He didn't say she stole the money – в данном случае ударение на слове "she" подчеркивает отличие от другой возможной интерпретации предложения.
- I never said she stole the money – здесь ударение на слове "never" усиливает отрицательное значение предложения.
- You didn't wash the dishes – в данном примере ударение на слове "you" указывает на то, что задачу по мытью посуды должен был выполнить именно собеседник.
- I can't believe you ate all the cake! – в этом случае ударение на слове "all" выражает удивление и возмущение автора предложения.
Если вы расставили ударение иначе, это не значит, что вы ошиблись, ведь одно и то же предложение можно прочитать по-разному в зависимости от того, что мы бы хотели выделить.
Главное во фразовом ударении – запомнить, какие слова находятся под ударением, а какие нет.
Ударные слова |
Безударные слова |
Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Вспомогательные глаголы в вопросах и отрицаниях Числительные Указательные местоимения Возвратные местоимения Фразовые глаголы |
Союзы Предлоги Частицы Артикли Личные местоимения Объектные местоимения Притяжательные местоимения Модальные глаголы в утвердительных предложениях Вспомогательные глаголы в утвердительных предложениях |
Техники для развития просодических навыков
Так как же развивать просодические навыки? Давайте рассмотрим несколько распространенных техник:
- Дыхание: развивайте ваше дыхание, для этого можно надувать шарик несколько раз в день, а также тренировать задержку дыхания, как это делают спортсмены по плаванию.
- Отстукивать ритм: для отработки ритма и ударения (как словесного, так и фразового, можно хлопать в ладоши или стучать карандашом по столу. Просто попробуйте прохлопать одну из фраз и вы почувствуете ритмический рисунок. Дальше – выберите речь человека, чье произношение вам нравится, и попробуйте также простучать ритм его выступления. Точно так же учатся дети в музыкальной школе – стучат ритм, хлопая в ладоши или стуча деревянными ложками.
- Интонационная разметка: изучайте интонационные паттерны, изучите ядерные тоны, что такое синтагма и как правильно оформлять интонационную разметку (и что это вообще такое). Как говорится, матчасть тоже очень важна. Так, у вас будет глубинное понимание вопроса, а после практики вам станет намного легче замечать все просодические явления в речи носителей.
- Аудирование: Слушайте записи профессиональных дикторов, актёров, блогеров, певцов и т.д., чтобы замечать и изучать их просодические приемы.
- Shadowing: Иными словами, эхо-повтор, т.е. доскональное повторение услышанного (как можно ближе к оригиналу). Например:
- Преподаватель: Для получения обратной связи, оценки результата и индивидуальных рекомендаций, конечно, нужно работать с экспертами по фонетике.
Анализ и практика просодии в реальной речи
Для анализа просодии в реальной речи настоятельно рекомендуется изучить теорию, касающейся просодического анализа, иными словами, интонационной разметки. Важно уметь определять на слух ядерный тон синтагмы, наличие пауз и их долготу, ударные и безударные слова. Также необходимо применять знания на практике, воспроизводя речь со всеми её просодическими особенностями. Именно этим мы и занимаемся на нашем курсе British English на последних модулях изучения. Так, вы за несколько занятий освоите теорию интонационной разметки, проанализировав речь знаменитостей, а также потренируетесь применять знания в реальной речи! Главное – начать, а дальше всё точно получится.