Так, человек, изучая артикуляционный аппарат и корректное положение органов речи для каждого звука, может произнести отдельные слова как носитель языка. Однако, после просмотра британского фильма он не понимает, почему же актеры звучат иначе: одни звуки опускаются, другие же произносятся не по правилам фонетики… В чем же причина? Дело в том, что фонетические явления не были учтены, а они тот самый элемент, который необходим для британской речи.
В этой статье мы рассмотрим одно из самых важных понятий в фонетики английского языка - ассимиляция. Она происходит при переходе от одного звука к другому в процессе произношения слова или выражения.
Проследим это явление на примере:
- Прочитаем предложение медленно, проговаривая каждый звук:
- Is that clear? /ɪz ðæt klɪə/?
- Попробуем произнести то же предложение, но быстро, не обращая внимания на правильность каждого звук:
- Is that clear? /ɪz ðæk klɪə/?
При беглом произношении можно заметить появление нового звука /k/. Почему так происходит? Ответ довольно прост - при изменении звука /t/ на /k/ произносить фразу становится гораздо легче, а речь звучит плавнее. Этот феномен и называется ассимиляцией или качественным уподоблением соседних звуков.
Ассимиляцию делят на три вида: прогрессивную, регрессивную и взаимную.
- При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук влияет на последующий:
- Придыхательные звуки /p/, /t/, /k/ теряют аспирацию перед звуком /s/:
Spider /ˈspaɪ.də/, stone /stəʊn/, sky /skaɪ/
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
- Звонкий /z/ становится глухим под влиянием предшествующего глухого /t/:
It’s that? /ɪts ðæt/
Pat’s name. /pæts neɪm/
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
- Альвеолярные coглacныe /t/, /d/, /l/, /n/, /s/, /z/ под влиянием /θ/, /ð/ cтaнoвятcя межзубными:
- The lesson /ðə lesn/ I learned.
https://playphrase.me/#/search?q=the+lesson+I+learned&pos=1
- При регрессивной ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий
- Артикуляция альвеолярных звуков /t/, /d/ перед сонантом /r/ становится пост-альвеолярной.
It is true. /ɪt ɪz truː/.
The third room is a dream. /ðə θɜːd ruːm ɪz ə driːm/.
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
- Альвеолярные /s/, /z/ перед /ʃ/ превращаются в этот же звук:
Nice shoes! /naɪʃ ʃuːz/!
Does she want it? /dʌz ʃiː wɒnt ɪt/?
https://playphrase.me/#/search?q=nice+shoes&pos=2
- Аффрикативные звуки /t/, /d/ становятся /ʤ/ перед /j/:
Could you do it for me? /kuʤ juː duː ɪt fɔː miː/?
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
- Альвеолярный носовой звук /n/ становится губным под воздействием звука /b/:
Handbag /ˈhæm.bæɡ/
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
При взаимной артикуляции оба звука влияют друг на друга:
- Согласные звуки перед /w/ произносятся с округленными губами, а сонант /w/ оглушается под влиянием глухого /t/.
Twelve /twelv/, swan /swɒn/, question /ˈkwesʧn/
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
- Cочетание звуков /s/ и /j/ дает звук /ʃ/:
Pressure /ˈpreʃ.ə/, sure /ʃɔːr/, assure /əˈʃɔːr/
PlayPhrase.me: Site for cinema archaeologists.
В заключении, важно еще раз отметить важность использования ассимиляции в разговорной речи: благодаря взаимодействию звуков в словах и предложениях, говорящий произносит слова с большей скоростью и эффективностью; к тому же при ассимиляции звуки в предложениях становятся более естественными и плавными, что помогает студенту, изучающему английский язык, звучать как носитель.